Караваева Нина Александровна

Нина Александровна родилась 2 марта 1931 года   в деревне Колотки  Кужнерского района Марийской республики. Отец: Вахранев Александр Петрович, мать: Скулкина Евдокия Григорьевна. Дети: Лида (1925г.), Александр (1926г.), Аркадий (1929г.), Нина (1931г.), Анатолий (1933г.), Римма (1936г.), Зоя (1939г.), Ольга (1940г.), (1947г.).

В 1933-1936 гг. в стране была сильная засуха, годы неурожайные, начался голод. В эти годы в семье Нины было 8 человек. Приходилось есть илим (так назывался кустарник), а больше есть было нечего. Чтобы не умереть с голоду, решили переехать в Сибирь, где жила родственница (сестра матери). От Колотков до Казани ехали на телегах, в которые были запряжены кони. Всего было три телеги: на одной дети и мать с трёхмесячной сестрой Риммой, на другой отец вёз какие-то вещи, Нина Александровна не помнит. Помнит, что везли три мешка яблок со своего сада, что вкусные они были, сладкие. Ехали очень долго. В Казани на вокзале сели в поезд Казань – Новокузнецк, но не в пассажирский, а для перевозки скота. Там были полки  пустые реечные, на них положили одежду и спали. С Новокузнецка на электричке Новокузнецк – Таштагол ехали до Кузедеево, станция  Аил. На станции семью встретили, и они снова поехали на конях. Переправились через реку Кондому на пароме, и далее 50 километров по горам. Доехали до хутора Михайловский. Первое время жили в бане, так как у тётки своя семья пять человек, а дом был маленький. В бане отец семейства смастерил русскую печку, было тепло, но разместиться пришлось там всем восьми членам семьи.

К весне стали строить  свой дом, благо лес рядом. Отец и старшие дети возили  из леса брёвна на санках, и к зиме 1937года построили новый дом в три окна. Нине Александровне он казался огромным. На самом же деле в этом доме разместили и мастерскую с верстаком и пимокатную. Пока не было стайки, ещё и куры жили здесь же.

В 1939 году Нина пошла в школу, которая находилась в пяти километрах от дома.  Старшие члены семьи работали в колхозе. Семья росла, родились ещё двое детей. В 1941 году отца забрали на фронт, а мать осталась беременной девятым ребёнком. Зимой, когда подошло время родов, старший брат повёз её на санях в больницу, которая находилась в 20 километрах от деревни  в п.Бинжереп. Но ребёнок родился в дороге, и они вернулись домой. Мать потом долго лечилась своими силами, а ребёнок не выжил, так как  врачей в деревне не было.

В 1942 году был объявлен набор молодёжи на заготовку леса, рабочих рук не хватало, пришла повестка и старшей сестре Нины. В 1943 году призвали на фронт старшего брата, а средний стал работать в шахте ФЗО. В доме остались только мать и младшие дети. Зимой они учились в школе, а летом работали в колхозе до самой темноты, ведь фронту нужны были не только оружие, но и продукты. На своём огороде работали уже ночью, с фонариком. В 13 лет Нина Александровна работала уже наравне со взрослыми. Ходила за плугом, и боронить умела, и стога метать.

Когда окончилась война, радости, конечно, не было предела, но и слёз тоже было много. Отец пришёл с фронта в 1946 году, брат в 1950 году. Нине Александровне было 19 лет, когда она вышла замуж, но прожили они с мужем недолго, разошлись. Затем она снова вышла замуж за человека, у которого двое детей и уехала с ним в Комсомольск-на-Амуре строить целлюлозный комбинат. Жили в палатках. Через два года вернулись в Сибирь, а в 1959 году уехали строить Абакан, Ташкент (Узбекская республика). Затем, в 1965 году вместе со строительной бригадой переехали в Дагестан строить Черкейскую ГЭС. Работали хорошо, умело, и много грамот и наград им было выдано за эту стройку. Здесь растили детей. В 1976 году уже на Украине строили метро в городе Кривой Рог. С 1986 года Нина Александровна на заслуженном отдыхе. Но началась перестройка, разделились государства Советского Союза, и семья Нины Александровны вернулась вновь в Сибирь. Дети уже выросли, переехали в Минск, а в 1996 году  умер муж.  С 1999 года Нина Александровна трудится в Совете ветеранов Ленинского района. Активная общественница, она всегда стремится прийти на помощь. Много пришлось ей пережить, и хорошего, и плохого, знает, что значит остаться в беде. Поэтому и работает, не может она просто дома сидеть, когда людям помощь нужна.