Очередному герою нашей рубрики «Дважды победители», участнику Великой Отечественной войны Андрею Петровичу Петренко 24 ноября исполнилось 96 лет. Он почти ровесник века.
Если б не уговоры любимой супруги, вряд ли бы фронтовик Андрей Петренко приехал в наш город из прекрасного цветущего Закарпатья. С Екатериной он познакомился во Львове, где очутился в 1946-м, сразу после окончания войны. Он – начальник медицинской службы технического батальона, она – медсестра родом из далекой Сибири. А если точнее, из края, который уже тогда славился углем – родилась она в деревне Козлово Топкинского района Кемеровской области.
Фронтовые вихри
Андрей Петрович немало уголков нашей страны повидал. Вышло так, что воевал на разных фронтах, всю Великую Отечественную прошагал фельдшером батальона. Помнит и Карельский фронт, и страшную мясорубку Сталинградской битвы, и дороги Прибалтики, и пронзительное известие о Победе, заставшее их часть в Румынии, где-то под Бухарестом.
– Мы уже спать легли, и вдруг слышим – стрельба! Неужели напали? Выстрелы не прекращаются, они все громче, все чаще! А потом слова командира: «Победа. Война закончилась». Радости было…
С медициной Андрей Петрович связал судьбу рано. Хотя с работой на химзаводе познакомился еще раньше. Родился он в поселке №25 Оренбургской области, окончил восьмилетку, трудился в колхозе. Потом перебрался в город Березники и там освоил первую рабочую специальность – на Березниковском азотно-туковом заводе был учеником слесаря. Это был март 41-го, а уже в августе 16-летнего парня отправили на учебу в Пермь в школу младших военных фельдшеров. Это и наметило пунктиром линию судьбы – в апреле 42-го Андрей поехал на фронт фельдшером батальона в составе 8-ой отдельной лыжной стрелковой бригады Карельского фронта, и совсем скоро получил боевое крещение. Он оказался одним из немногих, кто выжил в тех кровопролитных боях… Потом были другие сражения – нам они хорошо известны по учебникам истории и кинофильмам, а перед глазами старого фронтовика они проплывают, как будто случились вчера. Но сколько бы мы ни задавали вопросов, сколько бы ни слушали рассказов, жадно впитывая каждое слово, нам никогда не приблизиться к пониманию того, что пережило поколение Андрея Петровича. Мы можем лишь склонить голову, когда ветеран надевает пиджак – на лацканах сверкают боевые награды. Орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Сталинграда», Жукова, «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.».
Ехать в Кузбасс
Но вернемся в послевоенные годы, когда жизнь страны как будто озарилась радостью изнутри и надеждой на самое лучшее будущее. Картины тех лет написаны чистыми, яркими красками: вот вчерашний фронтовик приезжает во Львов, вот знакомится с будущей невестой, вот молодые играют свадьбу, переезжают в Закарпатье, где Андрей Петрович заведует сельской амбулаторией. Там рождаются оба сына Петренко – Петр и Александр. В начале 50-х наш герой идет работать по партийной линии. А его супруга все чаще вспоминает родной дом, белые равнины и заметенные снегом деревни, летнюю благодать сибирского разнотравья и оставленных в Кузбассе близких. В 1956 году семья принимает решение ехать в Кемерово. Колеблясь между вариантами остаться при райкоме партии или вернуться в медицину, Андрей Петрович выбирает свое первое и истинное призвание. Он соглашается возглавить здравпункт на огромном химическом комбинате – именно в 1956-м завершилась грандиозная всесоюзная стройка, и промышленный гигант, известный сегодня под названием КОАО «Азот», выдал первую партию продукции.
Тогдашний Кемерово ничем не мог впечатлить новоприбывших. Дым и копоть множества заводских труб, железнодорожный перестук, россыпи лачуг и землянок, обширные лога, усеянные домишками частников – город еще был мал и некрасив, недостатки его бросались в глаза, а достоинства прятались.
– Кемерово на первый взгляд мне не понравился, – качает головой Андрей Петрович. – Все-таки я к тому моменту много разных городов повидал.
Городок, которого нет
Но уже чуть погодя, прибыв на рабочее место, оценив масштабы химического производства и боевой задор сотен людей, которые стеклись сюда со всех уголков Союза, он понял – за этим населенным пунктом большое будущее. Большая химия. Большая стройка. Город живет духом перемен и создает тот самый процветающий индустриальный мир, о котором столько говорилось и пелось.
Совсем рядом с химкомбинатом вырос рабочий поселок с уникальной планировкой улиц – в виде электрической лампочки. Маленький городок, где трудовые люди жили в мире и согласии. И пусть дома всего в два этажа, пусть многие селились в общежитиях, зато какой на Предзаводском в те годы царил порядок! Какой чистотой дышали улицы, как нежно зеленели деревья и благоухали цветы на клумбах, разбитых с любовью. Несколько лет в бараке на Невьянской с теплотой вспоминает не только сам ветеран, но и его сын Петр – сейчас он пенсионер, а когда-то бегал по Предзаводскому с ватагой таких же мальчишек.
– Несколько лет назад мы туда ездили, – с горечью говорит Андрей Петрович. – Ничего от той жизни не осталось. Разорен поселок, все в упадке.
Долгая славная жизнь
Позже у семьи Петренко появилась возможность переехать в центр города – пятиэтажки вдоль Весенней тогда только отстроили, квартиры с высокими потолками частично заселяли по принципу коммуналок. Андрей Петрович получил комнату в доме №15 – напротив будущей гостиницы «Кузбасс», а тогда проходной метизного завода. Прошло еще несколько лет, и в 64-м семья получила собственное комфортабельное жилье – тоже в центре, на улице Кирова. Кемерово преобразился, неприглядные городские пейзажи исчезли, уступая место стройным архитектурным ансамблям. Постепенно прикипел к областному центру душой Андрей Петрович. И хотя семья много путешествовала, домой всегда возвращались с удовольствием.
С 1971 года Андрей Петренко покинул завод и работал главным врачом по кадрам в третьей городской больнице. При нем медицинское учреждение на берегу Томи развивалось и крепло: строились новые корпуса, открывались новые отделения. Много прибывало специалистов из других регионов – всех этих молодых врачей, горящих медициной, принимал в штат именно Петренко.
– Впрочем, во все времена приходили люди, которые медицину любили, и те, которые нет, – твердо заявляет ветеран. – Это не от государственного строя зависит, а от человечности, что внутри.
Трудился до самой пенсии, а потом еще и еще – не отпускали ценного специалиста на заслуженный отдых, да и самому не хотелось. Ушел в 1996 году. Скучать не давали дети с внуками – их у Петренко четверо, а теперь еще и девять правнуков, да любимое занятие – огородничество. Пока позволяло здоровье, Андрей Петрович активно участвовал в жизни совета ветеранов, не пропускал Парад Победы 9 Мая. Сейчас фронтовик почти не выходит из дома, после смерти супруги в 2016-м стал намного хуже себя чувствовать. Но сыновья и внуки все так же приходят в гости в старенькую квартиру на Кирова – ту самую, которая хранит память о трудовом подвиге и славной жизни семейства, окружают Андрея Петровича заботой и вниманием. Заглядывают и молодые коллеги из бывшей 3-й горбольницы, поздравляют ветерана с праздниками.
Хочется и нам от лица редакции газеты «Кемерово» и всех жителей нашего города адресовать Андрею Петровичу Петренко самые теплые, самые искренние слова благодарности за все, что вы сделали для страны и для кузбасской столицы. Городу повезло, что когда-то он сумел привлечь таких людей – готовых трудиться во благо, полных самоотдачи. Вам он обязан своим расцветом. Спасибо.